Курсы повышения квалификации для школьных психологов

Конкурс на бесплатное участие в Программе повышения квалификации для школьных психологов  "Детский и подростковый коучинг для психологов"

В 2021 году выделено 5 призовых мест для самых творческих и любящих свое дело специалистов, которые пройдут обучение по Программе без оплаты. 

В конкурсе могут принять участие только психологи, работающие в школах и других образовательных учреждениях (в домах ребенка, центрах образования и развития, школах искусств, колледжах, спортивных школах и др.). 

Даты обучения: 6 сентября - 27 декабря 2021 года. 

 Чтобы принять участие в конкурсе, школьным психологам необходимо: 

1. Заполнить анкету с творческим заданием (эссе) на тему «Какие предложения по улучшению работы психологической службы в школе Вы предложили бы для рассмотрения в Министерство образования?» 

2. Отправить заполненную анкету не позднее 1 июня 2021 года двумя возможными способами: 

Первый вариант – на почту Института mail@coachforkids.ru Анкету можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1KWVgTA5c2QPeSjtleDfVuBjszlk6PPqe/view?usp=sharing 

Второй вариант – заполнить и отправить Анкету в Google форме: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfx5nCri8eTIeYATJaYWdjVgyNXx5ROkjJmoZGHb4OJ3rJZWQ/viewform 

 Результаты конкурса будут объявлены 1 июля 2021 года. Первые пять мест получат премиальные сертификаты на обучение по программе «Детский и подростковый коучинг для психологов». 

О результатах конкурса всех участников мы уведомим по электронной почте, указанной в анкете, не позднее 5 июля 2021 года. Эссе победителей и призеров конкурса, занявших первые пять мест, будут размещены на данной странице и на официальном сайте Международного института коучинга для родителей, детей и подростков.


Результаты конкурса

По результатам конкурсного отбора 5 мест на обучение по программе "Детский и подростковый коучинг для психологов" выиграли школьные психологи:

  • Дмитриева Ульяна Сергеевна (г. Кунгур, Пермский край)

  • Малинина Мария Андреевна (г. Сланцы, Ленинградская область)

  • Разина Елена Вацлововна (г. Приозерск, Ленинградская область)

  • Родионова Александра Сергеевна (с. Малая Быковка, Балаковский район, Саратовская область)

  • Степукова Олеся Александровна (г. Петрозаводск, Республика Карелия)

Всем участникам и победителям 1 июля 2021 года была выслана информация о результатах конкурса.
Если Вы не получили письма, обратитесь на почту Института mail@coachforkids.ru.

Эссе победителей на тему «Какие предложения по улучшению работы психологической службы в школе Вы предложили бы для рассмотрения в Министерство образования?»


Дмитриева Ульяна Сергеевна (г. Кунгур, Пермский край) 

"Господа министры! Задаюсь вопросом: что необходимо изменить в современной школе, чтобы из всех наших учеников могли получиться министры?! Да, министры своего дела. Люди, способные критически мыслить, креативить, принимать решения и нести за них ответственность! Нужно дать им четкие цели. Необходимы встречи раз в год с успешными и реализовавшимися людьми, которые будут запросто общаться с детьми и подросткам, играть в футбол, реализовывать быстрый проект, готовить сценарий, создавать что-то в совместной творческом деле.  
Нужно сделать любую задачу осмысленной. Не просто подниматься по шведской стенке наперегонки, а поместить на верхнюю ступень зайчика, которого необходимо спасти, каждый второклассник становится спасателем! В спортивной упражнении закладывается глубокий смысл. И он сопряжен с удовлетворением через служение, помощь и... результат!

Нужно закладывать научное мышление, ставить созидательные задачи, а для этого необходимы пространства, лаборатории, креативные площадки, так рождаются новаторы, создатели того нового, что будет способствовать прогрессу в разных областях науки. Это воспитание творца! 
80% урока должно быть построено  на заданиях, организующих самостоятельное мышление. НИГДЕ нет ответа на поставленные задачи. Их нужно найти внутри своего опыта, опереться на теоретические знания, которые нельзя подсмотреть в интернете.

Детский коуч - это возможность построения максимально комфортного маршрута саморазвития ребенка, опора на его способности и, в то же время, стимуляция развития тех зон мозга. которые природно не развиты. Осознанное отношение детей и подростков к особенностям своего мозга. осознанное  понимание необходимости минимального развития неразвитого. Расширение границ личности! И главное - пространство школы должно удовлетворять две потребности ребенка - в безопасности и в интересе. Ребенку должно быть интересно в в школе!!!"


Малинина Мария Андреевна (г. Сланцы, Ленинградская область)

"В 2010 году я окончила школу, получила профессиональное психологическое образование, сразу стала работать психологом, спустя некоторое время пришла в школу, на должность педагога-психолога, но в моей памяти чёткие воспоминания о деятельности нашего школьного психолога. Раз в месяц, а может и реже, она проводила тестирование, естественно психологическое, вместо урока под эгидой «классный час». Я всего раз была у неё на беседе, меня приглашали, но результативность была нулевая. Всем нравились эти «тестирования», сейчас мы гордо говорим психологическая диагностика, но КПД оставлял желать лучшего. И ведь с тех пор ничего не изменилось. Что с того, что ребенок получал баллы и знание, что он будет успешен в определенной области? (Это как раз касается профориентации)

На плечи психолога взвалили, не побоюсь этого слова, огромную ответственность: и профилактика, и консультирование, и диагностика, и коррекция, самое интересное – работа с ОВЗ, и многое другое. Министерство образования, если всё это выполнять ответственно, а главное, качественно, со всеми участниками образовательного процесса, то либо психолог «кончится», профессионально выгорит, ещё не начав работу, либо штатных единиц нужно будет раз в 10 больше, чем есть сейчас. Исходя из соображений, что психологическая помощь оказывается добровольно, но при этом за годы практики я не видела ещё ни одного человека, который в той или иной сфере не нуждался бы в ней, я предлагаю следующее:

В школе за каждым классом закреплён классный руководитель, регламент не позволяет одному учителю брать более 2х классов под своё «крыло». Перенимая опыт частных школ, предлагаю: на роль классного руководителя приглашать квалифицированного психолога. В нашей школе ориентировочно три класса на параллели (а, б, в), и будет здорово, если у них будет один воспитатель (классный руководитель). Это позволит более качественно проработать с каждым учеником, с каждой семьёй. Будет воспитатель (квалифицированный педагог-психолог) на параллели пятых, шестых, седьмых и т.д. классов. Да, возможно, придётся расширить штат, но по факту финансирование будет то же самое. Педагог-психолог в первую очередь сможет организовать целенаправленное сопровождение своих групп. Не распыляться на тысячу направлений, но при этой работать комплексно. В моей практике каждый день приходится иметь дело с разными направлениями: и диагностика адаптации в пятых классах, и страх выступлений на сцене, и проблемы детско-родительских отношений, и работа с категорией детей с ОВЗ, и профдиагностика, и диагностика перед комиссией ПМПК. И каждый раз мне приходится собирать информацию и от классных руководителей, и от педагогов, и от родителей. Но при этом моего рабочего времени хватает на глубинную работу лишь с несколькими ребятами, и фронтальную диагностику других. Понимая важность психолого-педагогического сопровождения, в целом вижу данный вариант прекрасной альтернативой.

Из практики: учитель-предметник, он же классный руководитель, работает на полторы ставки, с утра и до вечера ведёт уроки, у него физически нет времени для работы со своим классом. Поэтому проведение классного часа это редкость, в перерывах между уроками успеть бы из одного кабинета в другой перейти. Как результат – ребята без должного сопровождения. Нет, это не «плохой» учитель, это реальная нагрузка, спартанские условия, шуточно выражаясь.

Резюмируя своё предложение: и родители (законные представители) и учащиеся будут в период 1-11 (5-11) класса сопровождаться одним педагогом с психолого-педагогическим образованием, это позволит создать доверительные отношения между семьёй и школой, быть в курсе любых изменений, касаемо семьи, успеваемости, замечать индивидуальные достижения, разрабатывать индивидуальный путь развития. Из огромных плюсов: у психолога сокращается количественная нагрузка, он не распыляется. Также к плюсам я бы отнесла глубинную работу с сопровождающей семьёй, что, несомненно, повлияет на качество, на эффективность с обеих сторон, и на рост педагога-психолога как профессионала.

В дополнение к своему предложению хотела бы указать на то, что работа психолога в школе – это комплексное мероприятие. Не бывает так, что если есть проблемы с успеваемостью, то вопрос кроется в чём-то одном. Если мы консультируем по вопросам профессиональной самоидентификации учащегося, то обязательно задеваем и другие сферы жизни. На мой взгляд, психолог должен быть компетентным во всех областях (диагностика, консультирование, профориентация и пр.), так как они тем или иным образом переплетаются в феномен под названием жизнь.

Подводя итоги, я скажу следующее: я очень люблю свою работу, мне безумно нравится быть тем инструментом, который делает жизнь людей немного лучше, и я очень хочу и дальше делать это так, чтобы гордиться своей работой, своей должностью, чтобы мои действия, поступки были сделаны, что говорится, на совесть. Спасибо за внимание."


Разина Елена Вацлововна (г. Приозерск, Ленинградская область)

"Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики.

Должность педагога-психолога в образовательных учреждениях появилась сравнительно недавно и быстро стала одной из самых востребованных специальностей. Это обусловлено большим количеством конфликтных ситуаций, связанных с межличностными отношениями в коллективах, внутренними проблемами детей и подростков, а также сложностями образовательного процесса.

Педагогом-психологом называют специалиста, в совершенстве владеющего двумя древнейшими профессиями – психологией и педагогикой, способного не только заниматься воспитанием подрастающего поколения, но и знать тонкости психологического развития и душевных особенностей ребёнка. Людей этой профессии часто называют воспитателями человеческих душ, что очень верно отражает саму суть их работы. И если специалист в области психологии владеет теоретическими познаниями о душе человека, то педагог-психолог способен связывать эти знания с воспитательными методиками и проводить адаптацию детей в окружающем их социуме.

Успешность работы педагога-психолога зависит от многих составляющих, таких как профессионализм и мастерство, опыт работы, умение использовать и выбирать методическую оснащённость, потребность самообразования, постоянное обновление своей профессиональной копилки и многих других.

Но мне хочется думать, что все эти важные качества априори уже есть в наличие у нашего педагога-психолога, собирательный образ которого я хочу представить. И вот имея в наличие такого ценного специалиста, как же я (если бы у меня была такая возможность) могла бы помочь ему в том, чтобы работа такого психолога приносила как можно больше пользы людям; была бы наиболее эффективной для школы, для успешной реализации образовательного процесса, воспитательного и профилактического направлений. Эти важные направления зависят от заинтересованности в высоком результате всех участников образовательного процесса: и педагогов (учителей, специалистов, воспитателей ГПД и т.д.), и обучающихся, и родителей (законных представителей). Было бы целесообразно, если бы наш педагог-психолог работал в составе психологической службы, деятельность которой строилась бы по принципу более узкой специализации.

Например, как у врачей – с проблемами сердечно-сосудистой системы занимается врач-кардиолог, с отклонениями в психике занимается врач-психиатр, с проблематикой органов дыхания – врач-отоларинголог и т.д.

Также и в образовательной организации психологическая служба организовывала бы работу таким образом, чтобы первого участника образовательного процесса, т.е. – педагогический коллектив школы, «обслуживал» бы психолог, который занимался бы, например, проблематикой профессиональной деформации, профвыгорания. Или вопросами повышения тревожности учителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ, а также диагностикой педагогов, например: исследованием удовлетворённости педагогов работой школы, исследованием личностных качеств успешного учителя, типами взаимодействия в коллективе и т.д.

Такой специалист мог бы участвовать в подготовке, допустим семинара, конференции, педсовета, консилиума. Он готовил и проводил бы с педагогами различные тренинги, направленные на отработку какой-либо проблематики, по запросу администрации или заранее включённые в план.

И конечно активная просветительская деятельность психолога в коллективе школы. Особенно с начинающими учителями, молодыми специалистами и педагогами. Активное участие или даже руководство районным методическим объединением психологов.

Здесь же была бы и консультационная работа по запросу педагога, целью которой было бы получить профессиональную помощь от психолога по поводу, например, какой-нибудь сложной ситуации в классе, или с родителем, а может и по поводу личного вопроса. К психологу, работающему с учителями, могли бы приходить педагоги на психологическую разгрузку, на сеанс мышечной релаксации с применением дыхательных техник. Ведь известно, что снятие мышечных зажимов способствует и внутреннему расслаблению. Посещение комнаты психологической разгрузки благоприятствует гармонизации эмоционального фона педагога. Улучшает энергетику, настроение и вообще психическое здоровье человека, который каждый день приходит к детям, чтобы помочь им, поддержать и научить необходимым для них навыкам. Насколько уверенно и защищённо почувствуют себя педагоги, насколько комфортно им будет в стенах школы, среди коллег, среди учеников, а также администрации, настолько и детям будет хорошо с таким уравновешенным, доброжелательным, выдержанным и готовым к обучающему и воспитывающему общению учителем.  

Предполагается, что данный психолог планирует, реализует свою деятельность в тесном контакте с педагогом-психологом, работающим главным образом с детским контингентом.

Второй (условно) участник образовательного процесса – непосредственно обучающиеся школы. Уже наш педагог-психолог не один. Ему в помощь психолог, работающий с педагогами. Есть коллега, с которым можно всесторонне рассмотреть и обсудить создавшуюся какую-либо ситуацию, поделиться своим профессиональным видением, послушать мнение коллеги. В свою очередь и тот тоже может рассчитывать на помощь педагога-психолога, чтобы увидеть интересующий вопрос как бы со стороны, подобрать адекватную случаю методику или технику для скорейшего решения какого-либо вопроса.

Помимо своего непосредственного функционала – коррекционно-развивающей работы, педагог-психолог состоит членом (или председателем) школьного психолого-педагогического консилиума, на котором обсуждаются результаты диагностики вновь поступивших обучающихся и обучающихся, состоящих на динамическом контроле. Решаются вопросы о необходимости направления ребёнка на территориальную (областную) ПМПК для изменения или уточнения образовательного маршрута. Педагог-психолог принимает активное участие в составлении психолого-педагогических представлений, характеристик на обучающихся по запросу родителей, администрации школы или классного руководителя.

Контакт с родителями педагога-психолога тоже оправдан, если родители интересуются результатами диагностики, например, познавательной сферы или характерологических особенностей ребёнка и т.д. Также можно обсудить поведение ребёнка на коррекционно-развивающих занятиях психолога, на уроках и дома. В более сложных или конфликтных ситуациях, например, в классе или семейном конфликте, педагог-психолог рекомендует родителям встретиться с семейным психологом.

Таким образом, логически мы подошли к тому, что в нашу психологическую службу вливается ещё один очень важный «персонаж» – семейный психолог или психолог по работе с родителями. Этот специалист, являясь коллегой двух своих предшественников, также планирует и организует свою работу в тесном контакте с ними.

Готовясь к встрече с родителями, для более чёткой и ясной семейной «картины» он может, запросить у педагога-психолога необходимые ему результаты обследования какого-нибудь ребёнка, с семьёй которого предстоит работа. Также семейный психолог тесно сотрудничает с социальным педагогом. С ним данный психолог осуществляет патронаж семьи вновь прибывшего ребёнка или состоящего на внутришкольном учёте и др. Семейный психолог входит в состав Совета сопровождения семьи, помогает родителям выйти из кризисной ситуации.

Психолог по работе с родителями осуществляет групповую работу с родителями, направленную на просветительские цели. Например, один раз в месяц или четверть, выбирая заявленную тематику, психолог организует и проводит «Родительскую гостиную». На таких встречах поднимаются вопросы, касающиеся адаптационного периода первоклассников, особенностей внутрисемейного воспитания, роли отца в семейном воспитании, как можно наказывать ребёнка – о жестоком обращении с детьми и др. темы, которые могут интересовать родителей.

Важным также является материально-техническое оснащение психологической службы. Предполагается, что она будет размещаться в нескольких кабинетах, в отдельной зоне, расположенной в какой-либо рекреации школы на первом этаже. Желательно с отдельным входом для удобного доступа родителей. Если, допустим, отца пригласили на консультацию или школьный консилиум, хотелось бы, чтобы он не блуждал по этажам в поисках кабинета психолога, а зайдя в нужный вход с улицы, попал туда, куда нужно. Консультативная работа с родителями проводилась бы в отдельном удобном кабинете, соответственно оборудованном для продуктивного общения с консультируемым. Если не предполагается отдельного конференц-кабинета для проведения, допустим, заседания методического объединения психологов, а также других форм работы психологов, то для этих целей при достаточной площади и соответствующем оснащении допустимо совместить его с кабинетом для консультаций.

Кабинет педагога-психолога для коррекционно-развивающих занятий должен быть достаточно просторным, чтобы его можно было разбить (условно) на:

- учебную зону с небольшими мобильными столами и стульями для выполнения письменных и творческих заданий педагога-психолога, для прохождения тестирования и др.;

- игровую зону для выполнения упражнений в круге, тренинговых заданий, сюжетных игр и др.;

- релаксационный уголок предполагает, например, наличие сухого бассейна, мягких кресел с гранулами, подушки-фрукты, ковёр, мягкие переставные модули и др.

Значимой также является забота о педагогах, в блоке психологической службы необходимо оборудовать комнату психологической разгрузки. В ней должны быть специальные кресла с ширмами, меняющие положение – с сидячего на полу-лежачее, в которых учителя могли бы расслабиться под релакс-музыку или сеанс ароматерапии, а также получить иную восстанавливающую программу.   

 Выразив в этой работе своё видение данного вопроса, я постаралась вспомнить всё то, с чем я столкнулась, работая в школе. Весь опыт, который мне помогал решать возникающие вопросы в моей работе и чего мне не хватало для более успешного и быстрого преодоления возникающих ситуаций. Здесь я позволила себе некоторую открытость в выражении своих желаний по поводу того, как бы я могла осуществлять свою профессиональную деятельность, имея такие условия работы, о которых сказала выше.


Родионова Александра Сергеевна (с. Малая Быковка, Балаковский район, Саратовская область)

"Какие психологи сегодня нужны образовательным учреждениям?

Общество нацелено на получение детьми качественных знаний, на формирование универсальных учебных действий и компетентностей, предметных, личностных, которые рассматриваются как образовательный результат. Поэтому школы ждут психолога, готового работать во многих направлениях.

По моему мнению, в школах для улучшения работы психологической службы необходимо содействие расширению финансирования и материально-технического обеспечения, в некоторых сельских школах отсутствует кабинет психолога, а он безусловно нужен для оптимизации условий работы педагога-психолога с детьми, очень сильно ощущается недостаток профессиональной информации (журналов, специальной литературы). Помимо психологического персонала школ необходимо создавать муниципальные Центры психологической службы образования, где детям и взрослым может быть предоставлена адресная помощь (на их базе может повышать свою квалификацию этот персонал).

Я считаю, что для молодых специалистов необходима организация тренингов эмоционального выгорания и групп встреч; создать «здоровьесберегающие» условия работы для учителей. Раздраженный и усталый учитель, не имеющий возможности развиваться, приносит детям больше вреда, чем пользы; включить в содержание образования курс Психология (на весь период обучения ребенка в школе).

Одной из задач психологии образования я вижу формирование с помощью современных интерактивных технологий единого информационно-коммуникативного пространства для профессионального взаимодействия педагогов-психологов. И, что особенно важно, использование в деятельности психолога интерактивных средств обучения позволит совершенствовать формы работы со всеми участниками образовательного пространства, снизить временные затраты для реализации практической деятельности.

Хочется сказать, что зачастую результаты деятельности психологической службы отсрочены во времени, не всегда все получается так как планируешь, однако горящие глаза детей, их заинтересованность в общении с психологами, те отзывы, слова благодарности, которые получаешь и от родителей, и от педагогов, свидетельствуют о востребованности профессии педагога-психолога, дают дополнительный стимул к дальнейшей творческой деятельности. Величайший философ древности Платон говорил: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное»."


Степукова Олеся Александровна (г. Петрозаводск, Республика Карелия)

"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого". Антуан де Сент-Экзюпери.

Проблема психологического здоровья обучающихся, в контексте моей работы в общеобразовательном учреждении, является для меня наиболее актуальной. Сегодня я хотела бы поговорить о психологическом здоровье, проблемах и сложностях девятиклассников. В моей работе на сегодняшний день, учащиеся 9-х классов чаще всего обращаются за помощью.
Девятый класс -это один из самых сложных периодов в жизни ребенка, это пик
«подросткового кризиса». Кроме того, обучающиеся испытывают тревожность по поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих вопросов: что их ждет, когда они уйдут из школы, как они сдадут проверочные работы и экзамены. На фоне всего перечисленного у ребят возникают проблемы и с родителями, и со школой,-договорится со всеми участниками образовательного процесса так, чтобы решение устраивало всех, бывает очень сложно.

При проведении диагностики на выявление уровня тревожности среди девятиклассников, оказалось, что у 45% обучающихся повышена школьная тревожность, кроме того, у многих ребят на фоне выше перечисленных проблем и трудностей, отмечается заниженная самооценка, завышенный уровень межличностной тревожности.

В нашей школе девятых классов пять, в каждом в среднем обучается 25-27 ребят. И очень многим необходима эмоциональная поддержка, индивидуальный подход, индивидуальное консультирование. Кроме того, современная система образования так велико влияет на учащихся своей постоянно растущей нагрузкой, что действует не только на психологическое здоровье, но и способствует ухудшению физического здоровья ребят. Психолог в школе просто не в силах охватить и помочь всем.

На фоне всего перечисленного, очень хочется отметить, что в своей работе, мне очень не хватает сотрудничества и помощи от других психологов города, центров консультирования, в которые можно направить ребят, родителей и учителей на период второго полугодия в школе, когда ребята испытывают колоссальные нагрузки и помощь нужна каждому. Спасибо за внимание."