Родителям
Родителям
Мы сегодня живем в таком мире, где политика, религия, образование и другие социальные институты, обретя невиданную мощь благодаря новейшим глобальным техническим средствам, проникают в наше сознание и творят реальность нашей жизни. Противостоять этому наш талант зачастую просто не в силах. Коуч-подход позволяет в данной ситуации стать теми, кем нам и нашим детям предназначено быть.
Рассмотрим на первом месте такой важнейший социальный институт как образование. Оно занимает особое место. Формально образование за последние сто лет стало важнейшим идеологическим фактором, создающим предпосылки глобального кризиса мировоззрения.
Что здесь имеется в виду? Действующая система образования во всем мире была построена в индустриальную эпоху. Благодаря образованию создается зависимость от получения потока готовой информации. «Система образования готовит специалистов прошлого. Мы учим детей для того, чтобы они шли на работу, которой уже не существует, обеспечиваем теми интеллектуальными инструментами, которые давно неэффективны. Поэтому в мире такой высокий процент безработных. С какой стати владельцу бизнеса принимать на работу выпускников: мало того, что у них нет надлежащих знаний, так и еще и отсутствует опыт.» Митио Каку.
Очень многие родители хотят, чтобы их ребенок нашел профессию, которая была бы «востребована в будущем». К чему же это приводит? Очень часто к тому, что истинные способности и таланты ребенка не находят в жизни себе применения и, подстраиваясь под социально востребованную деятельность, ребенок становиться несчастным оттого, что работает не там, где действительно ему интересно только ради того, чтобы заработать себе на хлеб!
«Многие из нас думают, что мы можем жить по-другому не меняясь сами! Мы все имеет собственный путь защиты нашего Я от смерти: мы сохраняем себя такие, какими мы есть.» (Джоанна Хант).
Когда вы взрослеете, вам навязывают восприятие, что мир нужно принимать таким, какой он есть. Жизнь станет гораздо богаче, как только вы поймете один простой факт: все, что вокруг вас было создано такими же людьми. Избавьтесь от представления о предрешённости жизни. После того как вы поймете, что сами можете писать ее сценарий, мир уже никогда не будет прежним. Не проживайте свою жизнь, создавайте ее сами (Стив Джобс).
Несмотря на внешнее сходство коучинга с экспертным консалтингом, менторингом, психологическим консультированием и другими помогающими профессиями (психотерапией, социальной работой, педагогикой и т.д.) коучинг имеет совершенно другую природу и источники.
«Я полагаю, что слишком многие обращаются к коучингу для решения текущих вопросов. Коучинг считается инструментом для исправления проблемной ситуации. Я в свою очередь, как и мои клиенты, получаю настоящее удовольствие от работы с людьми, которые стараются что-то создать. Это помогает со второй частью вопроса. Работа психолога – помочь человеку стать цельным и легче вписаться в окружение. Задача коуча – помочь человеку в достижении внешней цели.» Майлз Дауни.
Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я» и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление.
А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Гадкие лебеди
Источники коучинга
Сегодня существует множество школ коучинга. В нашем подходе, кроме мощной опоры на научно-методологическую базу современных научных открытий, корни коучинга уходят в такие три вида человеческой деятельности, как спорт, искусство и духовность.
Спорт
Мы можем выделить 3 основные парадигмы спорта:
- Большой спорт – предполагает работу организма на пределе человеческих возможностей для достижения максимально возможных спортивных результатов (рекордов).
- Занятия физической культурой ориентировано на личное совершенствование физических навыков и поддержание физической формы.
- Массовый спорт соединяет в себе подходы физкультуры и большого спорта. Он дает миллионам людей возможность, тренируясь и участвуя в соревнованиях разного уровня, совершенствовать свои физические качества, укреплять здоровье.
Многие основатели и разработчики коучинга как дисциплины и практики (Т. Голви) до этого плотно занимались спортивным тренерством.
Так, коуч может, подобно спортивному тренеру, сопровождать клиента, который улучшает у себя навыки личной и профессиональной жизни.
Как в массовом спорте коуч может готовить человека к тем или иным испытаниям (собеседованию на работе, переговорам, презентации) как в личной, так и в профессиональной жизни.
Наконец, коуч может сопровождать клиентов-чемпионов, ориентированных на наивысшие достижения в чем-либо.
Искусство
Многие произведения искусства представляют собой самобытные и методологически обоснованные модели коучинга.
Коучинг- это искусство и практика ведения человека от той точки где он находится, к большей самореализации, к которой он стремиться. (Gary Collins).
«Для того, чтобы открыть законы, принадлежащие к миру первичных образов, художник должен пробудиться к жизни как человек: в нем должны быть развиты почти все его благородные чувства, немалая доля интеллекта, интуиции и желания творить (Делия Стейнберг Гусман).
Духовность
Очень часто духовность ассоциируется с религией, мистикой или идеологией. В коучинге мы опираемся на научные основы понимания духовности, бытующие в европейской философии, психологии, педагогике и естествознании. Духовное познание делает нас в коучинге сопричастным проблемам смысла и ценности, абсолютных качеств: гармонии, красоты, благотворительности, совершенства. Через духовность в коучинге человек постигает смысл жизни, обретает способность чувствовать себя счастливым, найти свою неповторимую индивидуальность, жить в согласии с собой и окружающим миром.
Принципы коучинга основаны на достижениях современной западной психологии и древней восточной мудрости. (Уитмор Дж.).
Таким образом, коуч одновременно предстает в нескольких ипостасях: спортивного тренера для физического тела, искусного учителя – наставника для развития эмоционального интеллекта и творческого начала разума , духовного практика для расширения горизонтов сознания.