Что такое детский коучинг?

На просторах Интернета много противоречивой информации относительно детского коучинга.

Одни статьи дают советы о том, как родителям проводить коучинг со своими детьми и называют это «детским коучингом», другие – красочно в своих заголовках заявляют «Осторожно, детский коучинг!» и остерегают от применения коучинговых технологий с детьми.

Наша команда из Международного института коучинга для родителей, детей и подростков, имея большой опыт коучинговой работы с детьми разных возрастов и их родителями, представляет свой взгляд на детский коучинг.

Давайте для начала разберемся с терминологией.

Очевидно, что детский коучинг – это коучинг с детьми.

Вопрос: с детьми какого возраста? Начиная с младенцев, заканчивая совершеннолетними?

И еще важный вопрос: что мы подразумеваем под коучингом вообще?

Часто коучингом называют консалтинг, тренерство или наставничество.

Поэтому мы сразу уточним, что в нашем понимании коучинг – это метод позитивной психологии, в процессе которого коуч способствует раскрытию потенциала человека, помогает ему достичь некой жизненной или профессиональной цели.

При этом коуч:

1. не дает советов;
2. не предлагает готовых решений;
3. заинтересован в раскрытии внутренних ресурсов человека;
4. сопровождает человека, стимулируя преодолевать возникающие препятствия и внутренние барьеры.

Возвращаясь к вопросу о детском коучинге, уточним, что основной целью детского коучинга является раскрытие потенциала ребенка.

Итак, с какого возраста можно проводить коучинг? Коучинговые техники ориентированы только на людей старше 18 лет?

В одной из статей про детский коучинг из Интернета мы встретили такую цитату: «Прежде всего, надо понимать, что коучинговые техники ориентированы только на людей старше 18 лет. Мозг ребенка полностью не сформирован, поэтому при работе с детьми обязательно учитываются особенности их мыслительных процессов».

Это утверждение полностью справедливо, с той оговоркой, что коучинговые технологии, созданные для взрослых, то есть взрослый коучинг, можно применять только с людьми старше 18 лет. Именно из-за того, что коучинговые технологии изначально были созданы для взрослых, мозг которых уже полностью сформирован, они НЕ ПОДХОДЯТ для детей и подростков.

Это подтверждает и опыт профессиональных коучей, которые пытались применить взрослые коуч-технологии на детях. Вот выдержка из одной такой истории:

«Были сессии с подростками. Одна из них — с 12-летним мальчиком, которого направила ко мне мама, обеспокоенная его отчужденностью со сверстниками и некой пассивностью в жизни. Сессия прошла по всем канонам — с форматом конечного результата, со шкалой и будущим состоянием, инсайтом и благодарностью. А под конец мальчик выдал, что все было очень интересно, только он ничего не понял – для него это было как анкетирование, опросник».

И все же детский коучинг есть!

Давайте рассмотрим особенности детского коучинга, которые существенно отличают его от взрослого.

1. Детский коучинг основан на нейробиологии.
Поэтому все инструменты детского коучинга созданы с учетом развития головного мозга ребенка и подходят для детей.

Весь инструментарий по работе с детьми условно делится на пять главных направлений: ценности, самоощущение, эмоциональная компетентность, мышление, мотивация и цели. И в зависимости от запроса коуч выбирает подходящие инструменты.

2. Детский коуч тесно взаимодействует с родителями.
Как правило, именно родители приходят с запросом (то есть у ребенка запроса может и не быть), и коучинговая работа проводится параллельно с родителем и ребенком.

При этом коуч использует совершенно разные подходы: методики коучингового взаимодействия с детьми отличаются игровой составляющей, легкостью в применении и требуют от коуча навыка креативности и спонтанности, умения найти подход к любому ребенку.

Что касается коучинга с родителями, здесь используются специальные инструменты именно для родителей. Хотя многие коучи «детские» методики эффективно применяют и с родителями.

3. Включение в коуч-сессии с родителями элемента наставничества.
Еще одна особенность детского коучинга в том, что помимо непосредственно коучинга, коуч может включать в сессии с родителями повышение осознанности (не более 5 минут от длительности всей сессии).

Повышение осознанности – важный инструмент детского коуча, так как позволяет донести информацию до родителя об особенностях развития головного мозга ребенка, вопросах эмоциональной компетентности, передать инструменты детского коуча, чтобы родитель мог самостоятельно взаимодействовать со своим ребенком в коучинговом формате.

4. Детский коуч умеет работать со всеми членами семьи.
Детский коучинг может состоять из работы не только с ребенком и родителем, но и с окружением ребенка – например, со вторым родителем, с бабушкой, с тренером или с няней. Это связано с тем, что для эффективного достижения поставленных целей важно включить значимых людей из окружения ребенка, которые сильно влияют на его воспитание.

#коуч #coaching #ICIYA #coachforkids #коучингподростков #детскийкоучинг #программадетскийиподростковыйкоучинг #коучинг #coach #институткоучинга #дети #подростки #воспитаниедетей #воспитание #семья #россия #москва #чтотакоекоучинг #коучингсдетьми #опыткоучинга #раскрытиепотенциаларебенка #запроснакоучинг #развитиемозга #мозгребенка