Обратная связь или критика?

Институт объединяет всех тех, кто желает помочь каждому ребенку гармонично развиваться, стать успешным и счастливым во взрослой жизни.
Что такое обратная связь и почему мы иногда ее воспринимаем как критику?

Обратная связь – это ответная реакция человека или группы людей на получаемую информацию или совершаемое действие. В обучающем процессе этот термин принято использовать тогда, когда важно оценить то, насколько человек владеет теми навыками, которые заявлены в обучении.

Например, в нашем Институте есть критерии обратной связи, по которым оцениваются проводимые коуч-сессии и навыки коуча. И в сегодняшней рубрике «Изнанка» мы затронем эту важную для развития любого коуча тему.

Иногда бывает так, что мы воспринимаем обратную связь как критику. Почему так происходит?

Одной из причин может быть та форма, в которой обратная связь дается человеку, – например, когда оценивающий говорит только о недостатках, забывая о сильных сторонах оцениваемого. В этом случае, конечно, подобная обратная связь может восприниматься как критика.

Другая важная причина – то, как мы сами воспринимаем обратную связь. Некоторые люди в принципе очень болезненно реагируют на любые рекомендации по улучшению своих действий со стороны других людей.

Важно помнить, что подобная негативная реакция на «критику» зачастую возникает из детства. Мы привыкаем уже с детского сада слышать от взрослых, что мы делаем не так и связанные с этим характеристики нашей личности. Такие фразы воспитателей, как «Маша хорошая, потому что послушная, а ты никогда не слушаешься (значит «плохой»)» или «нужно есть кашу, иначе я тебя любить не буду», приводят как раз к тому, что ребенок начинает думать, что его любят или не любят за его действия.

И вот такой ребенок, вырастая, становится взрослым, который крайне чувствительно относится к любым оценкам окружающих, так как обратную связь на свои действия переносит на свою личность. Ему может казаться, что если он что-то делает не так, значит он плохой, недостойный и т.п.

Естественно, эта причина может стать большой сложностью в обучающем процессе, так как по мере профессионального развития коучу просто необходимо регулярно получать обратную связь от супервизоров, менторов и своих коллег. Иначе профессионалом не стать!

В следующем месяце мы расскажем о том, что мы делаем в Институте, чтобы обратная связь от членов нашей команды была действительно профессиональна и не становилась «критикой».