Наши коучи

Институт объединяет всех тех, кто желает помочь каждому ребенку гармонично развиваться, стать успешным и счастливым во взрослой жизни.
Наталья Локтева

14.12.2020 14:47:17

Тайм-менеджмент для школьников

7 шагов  в тайм-менеджменте для школьников

Сложно планировать неделю, месяц, год, жизнь, когда у тебя сегодня все идет кувырком, и нельзя быть уверенным и на 50 %, что будет именно так, как хочется.

Именно неумение, незнание такого жизненно важного параметра, как ВРЕМЯ, присутствует в жизни подростка. Со временем этот опыт приобретается и предсказание будущего дня становится возможным. Но не у всех.

С чего лучше начать обучать школьника?

Шаг 1. Самое простое: составляем вместе с ребенком список дел на конкретный день.

У вас есть 1 день, в него надо вместить столько–то дел, чтобы ничего не забыть.

Но есть дела, которые по каким-то причинам забываются изо дня в день.

Вводим Правило 1 .

Список следует записывать не из названий (часть речи- имя существительное),

а из действий (часть речи- глагол).

Например:

НЕВЕРНАЯ ЗАПИСЬ

Зарядка

Дыхательная практика

Обувь

Посуда

Секция

ВЕРНАЯ ЗАПИСЬ
Сделать Зарядку

Потренировать дыхательную практику

Почистить обувь

Вымыть посуду

Сходить в секцию

Т.о. этот список дел будет включать все дела, которые ребенку нужно совершить в правильной формулировке.

Список оформляете в виде календаря, колонками-графами для отметок.

Список вешаем на самом видном месте, чтобы взгляд ребенка непременно натыкался на него. Ну и ваш - тоже.

Кстати, через эту табличку можно внедрять новые, не совсем любимые обязанности.

Отмечая ежедневные успехи их выполнения по итогам определенного периода, вы можете вручать призы: материальные, эмоциональные, духовные. То, что вы определите вместе с ребенком.

Картинка списка будет выглядеть следующим образом:

 

пн

вт

ср

чт

пт

сб   

вскр

Приз

бОльший приз

Сделать Зарядку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потренировать дыхательную практику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почистить обувь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вымыть посуду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходить в секцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему так?

Наш мозг устроен так, что если  он не видит сверхзадачу в вашем деле, он будет ее блокировать, забывать. А составив список и разместив его на самом видном месте – будет наглядная подсказка, о которой сложно забыть.

Замечали, наверняка, за собой, за детьми: нравится вам что-то делать - вы к делу приступаете в назначенное время,   делаете с удовольствием, легко и быстро.

Это включается внутренняя мотивация.

А бывает не только начать сложно, а и вовсе забываете дело сделать. Это означает отсутствие внутренней мотивации и контроля с помощью режима и тайминга.

Вопрос: У кого ребенок желает мыть посуду? Нет, не за деньги. По внутреннему убеждению важности процесса. Или ребенок решает завтра начать делать зарядку. И не забыть/ не проспать!? Встать на 20-40 минут раньше!?

Про сверхзадачи, внутренние цели, внутреннюю мотивацию я рассказываю на глубинном курсе по целям. Как свои дела «Не хочу» перевести в «Я хочу», как планировать дела на 1-2-5 лет, как этому научить своего ребенка.

Как запланировать поступление  в институт его мечты, как делать такие дела, которые украшают жизнь вашей семьи, радуют и дают много энергии.

Шаг 2.Введем параметры дел. Важные – не важные. Гибкие- жесткие.

Мы, я и вы – знаем, что у ребенка есть дела, прописанные по времени. Школа и уроки, кружки.   Так и у вас есть важные встречи, назначенные на время. Это жесткие дела.

И есть дела, не привязанные по времени- это гибкие дела.

Еще есть Время-емкие дела или Бюджетируемые, времени на их выполнение потребуется более 30-40 минут. Их лучше приравнять к жестким.

Для удобства список делим на два столбца.

В левом столбце с красной строки выписаны жесткие дела. Они прописаны по времени. Определяем время на жесткие дела, с учетом времени на логистику и жизнеобеспечение: поесть, переодеться, отдохнуть 5 минут после большого дела. 

Не путать с отдыхом и свободным временем.

В правом столбце – гибкие дела. Те, которые вкрапляем между жесткими.

 

Пн

вт

ср

чт

пт

сб   

вскр

Приз

больший приз

Сделать Зарядку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Потренировать     дыхательную

практику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Почистить обувь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вымыть посуду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сходить в секцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время на гибкие дела формируются по остаточному принципу,   исходя из оставшегося   времени и приоритетов, рекомендуется писать в порядке убывающей важности, приоритетов.

Правило   2 выполнения дел! Сначала выполняете Важные дела.

В каждой семье они могут быть разными, в зависимости от целей и ценностей семьи.

Важные дела это:

Дела от которых зависит будущее человека.

От которых зависят дела близких вам людей.
От которых зависят жизнь и здоровье.

И все остальные. Например сходить в библиотеку.

Далее- математический расчет, сколько времени будут занимать гибкие дела.

Стоит включать в список столько дел, сколько будет комфортно для их выполнения.

Следует проанализировать, какие дела можно распределить на несколько дней и создать бюджет времени на их выполнение.

Колонки жестких и гибких дел можно выделить разными цветами, если для вас это будет удобно.

Шаг 3. Что важно? Список дел должен исходить от ребенка.

Родитель, как актер театра Вахтангова, должен уметь держать паузы. Задали вопрос и ждите ответ. Не предлагайте скорее все свои варианты ответов ребенку. Позвольте запуститься ЕГО мыслительный процесс.

Что хочет делать он сам? Какова важность для него в этом?

Но вот и список есть, но все равно не успеваете, ни вы, ни ваш ребенок….

Приветствую тебя бог Хронос!

Шаг 4. Хро-но-ме-траж.

Надо найти и обезвредить похитителей времени. Это весьма кропотливое занятие, но оно того стоит. Каждое дело сегодняшнего дня запротоколировать, записать в тетрадь учета времени, отметить сколько времени ушло на каждое дело. Вы делаете свой день, ребенок делает свой день.

Что делаешь + сколько времени на это ушло. Лучше целую неделю составлять протокол.

 

Шаг 5. По итогам недели изучаете похитителей времени. Как правило, это известные враги:

Ожидание

Опоздание

Беспорядок

Отвлечение

Ожидание и опоздание ходят рука об руку. Для нейтрализации их можно предусмотреть книгу с собой, тетрадь для тренировки памяти или еще что-то, чтобы время в ожидании проводить с пользой.

На двух похитителях остановлюсь особо.

 

Отвлечение.

Но сначала Задача:

 Представьте себе, что поезд едет 4 часа без остановок.

Если поезд сделает 4 остановки, то он будет ехать на 40 минут больше.

Сколько времени поезд стоит на каждой остановке?

*******

Чего проще! Разделили 40 минут на 4 и получили 10 минут.

На самом деле поезд стоит 1-2 минуты. Остальное время поезд тормозит и разгоняется.

**********

Наш мозг работает так же. Чем больше мы разгоняемся и тормозим, тем больше времени тратим на основное дело.

Желательно прерываться не на «полу-слове», а после какого-то объема работы. Там, где имеется логичное завершение. Если читаешь произведение, то дочитываешь до конца главы или до конца страницы.

 

Правило 3

Дела, на которые нужно менее 5 минут- суммируем и делаем все вместе ДО! Или ПОСЛЕ важного дела.

Здесь я расскажу об одной хитрости.

Бога Хроноса все помнят. А у греков еще был один бог времени: Кайрос. Бог времени удачных моментов для дел.

Ну как бы утренняя зарядка – по любому под покровительством бога Кайроса. Утро – ее время. Делать полноценную зарядку после уроков- сомнительное занятие.

Разминку – да, секционные занятия- да. Но не зарядку. К тому же если вы пришли из секции, то зарядка вам не актуальна.

Или нужно переговорить с преподавателем по английскому о важной теме.

Это лучше всего сделать до или после урока английского, а не в тот день, когда английского нет.

Это называется контекстное планирование: Оно бывает в контексте Места, Человека, Обстоятельств, Времени года. И т.д.

 

Шаг 6. Для таких моментов заводится контекстные списки, стикеры, коробки, файлы, листы, Семейные магнитные доски.

Контекстная семейная доска помогает записывать все события, которые касаются всех ЧС.

И каждый ЧС пишет и читает сообщения.

Два столбца:

Краткосрочные и долгосрочные. С учетом приоритетов

Цвет- принадлежность человеку.

Нет это не про зарядку. Сюда ее записывать не надо. Зарядка в списке ежедневных дел

Это про то, что привязываете к

Дате,

Месту,

Покупке.

Времени.

И подобное, т.е.контексту.

 

Шаг 7.

От богов ВРЕМЕНИ к другому богу.

Аполлон - Бог света, красоты, истины, музыки, поэзии, исцеления и  порядка.

Когда заведен определенный порядок - все значительно быстрее:

найти,

сделать,

понять,

вспомнить.

С Кроносом - приводим в порядок   время .

С Кайрасом- находим благополучное время для выполнения дел.

С Аполлоном – находим благополучные условия   для хранения коробок, файлов и т.д.

В коробке из под туфель- удобно уместились пластилины, и все что нужно для лепки.

В коробке из под папиной обуви- гуаши, краски, кисти.

Что бы коробки не пугали своим разноцветьем- их можно декорировать – по вкусу цветной бумагой, остатками от обоев и т.д.

И – мечта многих родителей- все эти мелочевочки- уже организованы в места для хранения. И за ними закрепляется хозяин- ребенок. / Яркий предмет порядка в хранении вещей- магазин ИКЕЯ./

Мама перестает быть домработницей. Хотя бы в этой части.

 

На стене рядом со входной дверью - Контекст задач на день.

Как только намечается новый вид деятельности- продумываете место его реализации.

Отправились в художественную школу- появились краски, кисти, бумага, мольберт.

Где хранить, где заниматься?

Встали на сноуборд – Место для ботинок и доски? Одежда для занятий? Что еще понадобится?

Список для нового дела планируете заранее :

1. Необходимые вещи.

2. Место их хранения.

3. Время для обучения и увлечения. Встраиваете в уже существующий график.

 

Исходя из этого принципа, можно отсортировать все вещи в доме. Постепенно. Для этого включите в график дел пошаговую уборку = пересортировку квартиры.

Вещи используемые в одном деле собираются в один объем /место.

За ними закрепляется это место. И все, что связано с этой деятельностью, лучше и складывать туда.

Не пытайтесь сделать сразу ГЕНЕРАЛЬНУЮ уборку всего дома. Разбирайте по одному завалу.        Ликвидировали- переходите к другому, согласно вашего плана.

Завал разобран- теперь его остается только поддерживать.

Что сейчас нужно сделать? Правильно!

Запланировать время на его поддержание! С учетом приоритетов, гибкости….

 

Смотрите, как тесно переплетаются Тайм-менеджмент и порядок в вещах, в доме.

По сути получаете порядок и там, и там. Ключевое слово - порядок.

Вводите порядок во времени, подтягивается и порядок в пространстве.

Если вы сами хотите что бы в вашей жизни что-то изменилось, обратитесь к систематизации того будущего, которое вам нужно.   Подумайте о времени, о пространстве: где и когда все выполнять.

Поставьте сроки.

Научите этим простым вещам ребенка.

Вместе придерживайтесь одних и тех же принципов. Вам реально станет легче жить и общаться с ребенком.

Так и до Цели – рукой подать.

Про сверхзадачи, внутренние цели, внутреннюю мотивацию- я рассказываю на глубинном курсе по целям.

Как дела из «Не хочу» перевести в «Я хочу», как планировать дела на 1-2-5 лет и как их выполнять.

Как поступать в институты, как делать такие дела, которые украшают вашу жизнь, радуют и дают много энергии.

Благодарю за внимание.

Вам – добра!