Наши коучи

Институт объединяет всех тех, кто желает помочь каждому ребенку гармонично развиваться, стать успешным и счастливым во взрослой жизни.
Елена Пальчикова

04.11.2016 15:27:51

Нет - уклонению ребенка от учебы, да - его настроенности на результат.

Ребёнок не настроен учиться, ребенок не настроен трудиться. Что случилось, что не так с маленьким человеком? Не успел начаться учебный год, а он над тетрадкой белугой ревет.

Учебная деятельность, становится ведущей, для ребёнка начиная, с младшего школьного возраста. Но каждый из нас с вами, взрослых людей, прекрасно понимает, что ничего из ничего не появляется, верно, ведь? Процесс формирования навыков обучения - длительный процесс, который начинает развиваться с первых дней появления человека на свет. Он ещё не смышленый младенец, но он "учится " выделять из окружающего мира то, что ему приятно и полезно. Конечно, в первые минуты своей жизни, да и несколько позже, ребенок учится неосознанно, но по мере роста и взросления, отследив некую закономерность в полученных знаниях, он лихо начинает применять их на практике. Думаю, что многие мамы и папы, бабушки и дедушки, закивали головами, припомнив какими смышлеными, были их ребятишки, в нежном возрасте.

А теперь давайте вспомним слова героя из комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"  Митрофанушки: «Час моей воли пришел: не хочу учиться, хочу жениться». А причина того, что данный герой так и не смог дорасти до способности трудиться, по сути, кроется в жизненной позиции его матери, которая будучи женщиной властной и безумно любящей сыночка, всячески потакала ему в уклонении и от учебы, и от дворянской службы...

Еще одной причиной отсутствия настроенности на процесс обучения у детей школьного возраста, является обесценивание получаемых знаний и труда учителей, этим тоже грешила госпожа Простакова, матушка Митрофанушки.

Излишняя родительская требовательность тоже зачастую сказывается отсутствием настроя на учёбу у детей всех возрастов.

Да, чтобы научить ребёнка учиться, его необходимо научить ....трудиться, сформировать положительное отношение к созидательной ,последовательной деятельности, которая приведёт к качественному результату.

Пример: Рыдающий  ребёнок 2-х лет над не собранной пирамидкой, он злится, его ручки, и пальчики плохо его слушаются... Как поступали или поступите в такой ситуации, Вы?

Успокоить, приободрить, обнять, поцеловать и показать, как собирается эта самая пирамидка - вот, что необходимо сделать. И опять дать ему возможность трудиться... И он может опять  расстроиться, и опять придётся его утешать и все заново показывать, и в один из дней у него все получится!

Так происходит процесс обучения, и тогда в его старшем возрасте у Вас не возникнет необходимости в поиске дополнительных мотиваторов (подарках, угрозах), а трудности не покажутся ребёнку непреодолимыми.

А что, если ребёнок ну никак не может сесть за уроки, что если ему совсем не хочется учиться, он не любит и не умеет трудиться? Что если он, как Митрофанушка, хочет ну если не жениться, то все время играть, отдыхать,развлекаться?Просто необходимо признать,что ребёнок не дорос до осознанной учебной деятельности и Вам как взрослому человеку необходимо помочь ему наполнить  эту деятельность смыслом. Ну, какой смысл хорошо учиться у первоклашки? Что будет результатом его труда? Я предумышленно не даю Вам  готовых ответов, Вы найдёте их самостоятельно вместе с Вашим сыном или дочкой. А у подростка, в чем смысл школьного обучения?

Здесь есть, конечно, маленький секрет, хитрость, если хотите, в виде личной заинтересованности в результате. Приведу Вам такой пример с настроенностью, вернее её отсутствием, на выполнение домашних заданий:

На приёме мальчик 9 лет, причина обращения за помощью к психологу - это отсутствие желания самостоятельно учить уроки. Со слов ребёнка ему лень и он не может настроиться, а потом с работы приходят родители и начинают его ругать. Спрашиваю,а на поход в кино тебе настроиться легко? Отвечает утвердительно. Спрашиваю почему, ему легко настроиться на посещение кинотеатра и сложно - на выполнение домашнего задания? Смеется надо мной и моим вопросом,говорит,что это совсем разные вещи: в кино весело и интересно, а учить уроки сложно ,долго и трудно. Поясняет, что лень у него возникает, когда ему трудно. Спрашиваю, что он получает в результате похода в кино, отвечает, что удовольствие. Тот же вопрос про вырученные уроки и ответ-облегчение, свободное время для игр и довольных  родителей. В итоге парень осознал, что то время, которое он отлынивает от учёбы впрок ему не идёт, ибо он все время ждёт прихода родителей и их гнева, так сказать ощутил разницу в состояниях. Теперь по приходу домой он учит уроки, делает на черновик то, в чем сомневается, там, где нужна помощь и совет родителей, и распоряжается оставшимся временем с пользой для себя. Этакий вариант пословицы "сделал дело - гуляй смело".

В каждом конкретном случае будет, конечно, свой вариант решения, но точно необходимо найти то, что будет на данный момент являться результатом деятельности для человека и то, что он в итоге её выполнения получит для себя.

.