Наши коучи

Институт объединяет всех тех, кто желает помочь каждому ребенку гармонично развиваться, стать успешным и счастливым во взрослой жизни.
Наталья Локтева

04.12.2019 10:51:59

«Как говорить, чтоб дети слушали и слушать, чтобы говорили». Что я беру с собой из книги и делюсь с вами.

Общая информация.

Известная американская писательница Элен Мазлиш в соавторстве с Адель Фабер создала много интересных и популярных книг. Одну из них я, Наталья Локтева, и мои коллеги по институту детско-родительского коучинга обсуждали на литературном завтраке, который прошел 11 ноября 2019 г.

Это у же не первый наш литературный завтрак, но первый, на котором я была ведущей. Мне хотелось создать уютную атмосферу, тем более книга Элейн М. способствовала настрою!

Книга легка! Ее читать можно в любом месте и с любого места. Это было мое первое знакомство с автором. Множество примеров показывают богатый практический опыт тех методов, которые описываются в книге. Примеры очень жизненные, и несмотря на то, что уклад жизни американцев совсем не такой, как у нас в России, есть много примеров, схожих по своей сути. И уже дело за самим родителем использовать чужой опыт или приобретать свой.

В книге 7 глав, каждая глава посвящена конкретной теме, имеет описание проблемы, алгоритмы решения проблемы и варианты решения на примерах родителей. И это очень ценно: прочитать, как в конкретной ситуации можно использовать алгоритмы, какой эффект дают эти алгоритмы. Ещё много упражнений, которые повышают осознанность родителей. Упражнения интересно проводить даже на себе. Одно из них я начала делать и назвала его «таблица изменения себя». Оно напомнило мне одно из упражнений в детско-родительском коучинге.

Да, коучинговые моменты несколько раз встречаются в книге. Один из ярких примеров когда, читая книгу, я увидела много общего в том, что мы отрабатываем со студентами на практиках по Прояснению Ситуации.

Есть глава о чувствах, а это одна из любимых моих тем. Освежить знания, посмотреть на опыт участников. Полезно и интересно.

Лично для меня были очень полезны глава «Похвала» и «Альтернатива наказанию». Они позволили взглянуть на эти вопросы иначе, посмотреть на ситуацию вне контекста.

Очень захотелось добавить в варианты избегания наказаний такой пункт: « Позвольте себе ощутить последствия от наказания ребенка!».

При всех тех вариантах этот пункт обязателен для всех родителей. «Одеть на себя шкурку наказанного ребенка». Но это уже история вне книги.

Темы Ролей и Ярлыков, интонаций родителей очень важны в жизни детей. Много примеров, как и что работает.

Мысли, которые беру с собой:

-        Если на ребенка нападают, обвиняют, спрашивают, задают вопросы, советуют, ребенок не может в это момент Думать Ясно.

-        Ребенок может не знать, что именно он чувствует, ввиду его неопытности. Надо подсказать, и принять. / Если человек несчастен, ему нужно не согласие, а признание./

-        Когда выросли дети, которыми командовали (Вымой руки…, одень шапку…, ложись спать…) они стали придумывать, как ограничить права Ребенка. Они же стали бороться с запретами в масштабах планеты…  Лобби однополых браков растут из «борьбы с запретами»…

-        Пишем записки!) Используем аллегории, метафоры.

-        Таблица изменений меня!

-        Слова имеют великую силу, а эмоциональные слова сильнее в разы.

-        «Пожалуйста» - вежливость расслабленного, как начало преодоления себя. В этот момент при несостоявшихся ожиданиях может быть скачек гнева. «Я же была вежлива!...» Стоит изменить отношение к внутреннему «Пожалуйста».

-        Если ребенок не откликается на призыв (любой!), надо уточнить: слышал, понял, способен воспринять, потому что повторение - мать раздражения.

-        Юмор!- это волшебство!

-        Не доводит дела до конца.   Что делать? Решение, одно из… - поставить границы времени.

-        Мне не интересно обвинять в том, что уже произошло в прошлом. Я хочу увидеть улучшения в будущем.

-        Извинение - это 1-й шаг. 2-й шаг - что сделать, чтобы было по-другому.

-        Наказание - это путь к ненависти, мести, пренебрежению, чувству вины, жалости к себе, сопротивлению.

-        Наказание отвлекает от ИСПРАВЛЕНИЯ.

-        Наказание расстраивает ребенка и формирует модель для подражания в будущем!!!

-        Испытайте свои ощущения последствий от наказания ребенка.

-        Решение проблемы - настрой на решение, самовнушение, уважение.

-        Почему!?- звучит всегда ка обвинение.

-        Похвала побуждает к позитивному поведению, возможно НЕ быстро!) Особенно, когда у ребенка плохое поведение, когда он ее не заслуживает.

-        Мысли родителей и особенно мамы влияют на характер и здоровье ребенка.

-        Анализ возможных «Ролей» ребенка: частота анализа, какие роли, +/- роли. Как ребенок воспринимает себя.

-        Какие еще навыки помогут ребенку быть более эффективным.

-        Оценочные слова вызывают неловкость.

-        Правильная похвала: Акцент на действиях с положительной динамикой, а не на самом ребенке. à Повышает собственную самооценку ребенка. à Повышает функциональное развитие и мотивацию.

Техники:

I.               Разбор чувств:

-        внимательно выслушать

-        разделить его чувства

-        назвать его чувства по имени

-        дать понять, что его желания понятны

-        !!! подарить фантазию, волшебную палочку.

 

II. Глубинная проработка:

Родители постоянно говорят: Ты не сделал это, ты не сделал то… и так из дня в день.

 

 

Запишите Чувства от имени:

Вы - сам ребенок   

Ваш ребенок   

1

Что вы чувствуете от этих речей

 

 

2

Вас осуждают и обвиняют

 

 

3

Вас ругают

 

 

4

Вам угрожают

 

 

5

Вам приказывают

 

 

6

Вам читают нотации и морализаторствуют

 

 

7

Вас предупреждают

 

 

8

Высказывают мученические тем

 

 

9

Вас сравнивают

 

 

10

Вам говорят с сарказмом

 

 

11

Вам говорят пророчества

 

 

 

III.                     5 навыков взаимодействия:

 

1. Опишите проблему, как вы ее видите ( как ПС на КС) Уберите «Ты – высказывания!»

2. Предоставьте информацию. Почему так или иначе.

3. Обозначьте все это одним словом, без поучений.

4. Поделитесь своими чувствами. И вам легче, и ребенок учится бережно относиться к себе.

5. Используйте аллегории, пишите записки.

IV.   Альтернатива наказанию:

1.     Перенаправьте внимание ребенка на то, как можно принести пользу.

2.     Выразите неодобрение по-другому.

3.     Сформулируйте свои ожидания.

4.     Покажите и/или подскажите, как загладить вину.

5.     Предоставьте выбор.

6.     Предпримите действия.

7.     Позвольте ребенку ощутить последствия плохого поведения.

8.     От меня: Ощутите сами последствия от наказания ребенка.

V.   Как решать проблемы:

1.     Обсудите чувства и потребности Ребенка. Затем родителя.

2.     Запишите совместно все возможные решения проблемы.

3.     Выберите лучшие/лучшее.

4.     От меня: Пропишите действия и сроки выполнения.

VI.    Поощрение самостоятельности:

1.     Позвольте ребенку делать выбор.

2.     Уважайте его усилия.

3.     Не задавайте слишком много вопросов.

4.     Не спешите отвечать на все вопросы.

5.     Предложите поискать ответы в других источниках.

6.     Не лишайте НАДЕЖДЫ.

7.     Позволяйте владеть своим телом.

8.     Не вмешивайтесь в детали его жизни.

9.     Не обсуждайте +/- ребенка в его присутствии.

10. Позвольте ребенку самому отвечать.

11. Уважайте его готовность, не взирая на возраст.

12. Замените слово «НЕТ» на что то иное, дайте альтернативу.

VII.   Полезная похвала:

1. Уважительное описание, что я вижу и чувствую (создает уверенность в ребенке и открывает его сильные стороны)

2. Ребенок услышав описание, сам себя похвалит!)

3. Сделайте итог похвального поведения.

VIII.   Освобождение от ролей:

1.     Покажите новый образ.

2.     Приведите пример ситуации, когда ребенок может взглянуть на себя иначе.

3.     «нечаянная похвала» в присутствии ребенка.

4.     Ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя ребенок.

5.     Храните особенные моменты, связанные с ребенком.

6.     Если ребенок ведет себя соответственно ЯРЛЫКУ, изложите свои чувства и ожидания.

С уважением к вам и вашим решениям.

Открыта для связи: W/V +79290530510 Скайп: natalokteva