Метод "зеленой ручки". В чем суть, поясню на простом примере.
Однажды, когда ребенок писал в прописях, мама перестала подчеркивать красным цветом ошибки, как делала обычно. Вместо этого она выделяла зеленой ручкой те буквы и крючочки, которые получались у ребенка хорошо. Дочке очень нравилось и потом после очередной прописи она просила: «Мам, какие получились лучше всех?». И так радовалась, когда мама обводила лучшую букву.
На просторах сети периодически вспыхивает интерес к "методу зелёных чернил" без упоминания автора. Здесь мы восполним этот пробел и отдадим дань мудрости великого педагога Амонашвили Шалва Александровича.
Справедливости ради, первое упоминание в летописи "метода зелёных чернил" принадлежит академику АПН СССР Амонашвили Ш.А. в его книге «Здравствуйте, дети!» (1983г.), где обобщен опыт, накопленный за 15 лет экспериментальной работы с учениками «нулевого» класса школы.
Вот как он описывает метод в главе
20. II ЛИЧНОСТЬ И ЦВЕТ ЧЕРНИЛ
…
"Если я хочу усовершенствовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не должен забывать, что сам был когда-то учеником, и должен добиваться того, чтобы моих сегодняшних воспитанников не мучали те же переживания, что мучали меня когда-то.
Так в процессе воспитания личности ребенка встала передо мной проблема цвета чернил.
Что больше поможет ребенку: частое указание на допущенные им ошибки или указание на достигнутые успехи? На чем лучше заострять внимание ученика: на том, как не надо делать, или на том, как надо делать? Что больше будет способствовать? его развитию: горечь неудачи или радость успеха? И если объединить все эти вопросы в одну проблему, то она обретет следующее содержание: может быть, стоит поменять красные чернила, превращающиеся в неисчерпаемое количество замечаний - «Плохо! Ошибка! Как тебе не стыдно!», на зеленые, которые могут превратиться в неисчерпаемое количество поощрений - «Хорошо! Рад за тебя! Так держать! Молодец!»?
...
Проверяя письменные работы детей, зелеными чернилами подчеркиваю и обвожу в них все, что мне нравится, что я считаю успехом. Условные зеленые знаки - это сигналы моего доброжелательного отношения к стараниям и успехам ребенка. Я заметил, что после каждой проверки письменных работ детей, если писал ручкой с зелеными чернилами, у меня поднимается настроение, извлекаю больше информации о том, чему они научились, на что они уже способны.
Я заметил также, что условные знаки - черточки, линии, рамки, кружочки, у меня получаются более аккуратными, когда их пишу зелеными чернилами, чем получались они, когда писал их красными.
Видимо, радость красивее, чем раздражительность, и всякие обозначения, сделанные чернилами, которым предписано нести детям мою доброжелательность, тоже получаются красивыми.
..
Оценку детьми этого новшества я узнал сегодня, когда та же Лела, получив от меня свою тетрадь по математике, вдруг радостно воскликнула:
- Решила, решила, вот сколько я решила! Люблю, математику!"
Сама книга весьма полезна и рекомендуется к прочтению как коучам, психологам, педагогам, так и родителям. В ней много искусных практических примеров и рекомендаций, заповедей для работы детьми. Напомню, что в пособии обобщен опыт, накопленный за 15 лет экспериментальной работы академика педагогических наук.
Даже её название неспроста.
Вот как ученый рассуждает на тему.
"Войдя утром в класс, я буду произносить: «Здравствуйте дети!»
Впрочем, дело не в самих словах, а в том, каким голосом я их произнесу, какое будет у меня
при этом выражение лица.
Особая тональность приветствия - располагающая, добрая, стимулирующая бодрость
духа, радость учения, счастье общения достойна того, чтобы ее рассматривали как прием
воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды в человека. Скажите человеку:
«Здравствуйте» тоном снисхождения или тоном, выражающим радость встречи, и вы увидите, как одно и то же слово, произнесенное по-разному, будет менять отношение к вам людей!
Как произнести приветствие - «Здравствуйте, дети!» - это серьезная педагогическая проблема,
а для меня лично в данный момент важнее овладеть нужным сплавом его звучания и мимики.
Ибо моя заповедь гласит:
Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать
это в наилучших формах."
Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как
следует проявлять эту любовь. Каждый день, каждый урок должен быть
осмыслен мастером (коучем, родителем) как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим учителем должно вселять в него радость и оптимизм.