Наши коучи

Институт объединяет всех тех, кто желает помочь каждому ребенку гармонично развиваться, стать успешным и счастливым во взрослой жизни.
Наталья Локтева

22.12.2020 11:02:16

Цифровое слабоумие. Насколько страшен этот термин?

Мозг ВЗРОСЛОГО человека имеет три функции.

1-    Сканирует окружающую действительность на предмет угрозы для жизни.

2-    Сравнивает  полученную со сканера информацию с уже имеющимся опытом.

3-    Размышляет, где и как использовать полученные данные.

       За первую и вторую функции отвечают Миндалины.

Мозжечковая миндалина, амигдала — область  мозга миндалевидной формы, находящаяся в белом веществе височной доли полушария под скорлупой, примерно на 1,5–2,0 см сзади от височного полюса. В мозге два миндалевидных тела — по одному в каждом полушарии.

Миндалевидное тело играет ключевую роль в формировании эмоций, в частности страха,  в функционировании памяти,  в принятии решений и эмоциональных реакциях.. Миндалевидное тело является частью лимбической системы, относится к подкорковым обонятельным центрам. ( данные Википедии)

Миндалины развиваются и с самого рождения функционируют в одном из режимов: бей беги, замри. 

Рассмотрим  процесс этих функций.   Первая  функция Сканирование.

Миндалины сверхчувствительны. Реагируют на все, что движется. Пугаются малейшего шороха. В момент испуга выделяется кортизол, который в кризисной, экстренной ситуации помогает, мобилизует все ресурсы организма на борьбу за выживание любой ценой. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» - это как раз действие человека, запущенное миндалинами.

Если стресса, страха много, то кортизол выделяется постоянно, и все так же забирает ресурсы у организма и направляет их на устранение стресса. Так, для нормального функционирования организма сил остается меньше, потом еще меньше и т.д.

Миндалины так же разрешают и другие реакции: смех и радость, удивление, скуку и т.д., когда 2-я функция находит подобное событие.

Вторая  функция: Сравнение полученной информации.

Открывается «сундучок прошлого опыта» и сравнивается с вновь полученной информацией, картинкой, сканированной миндалинами. Если есть что-то подобное в «архиве сундучка» - обязательно будет восстановлен алгоритм прошлых реакций, и в подобной ситуации действие будет, скорее всего, подобным прошлому действию.

Третья функция:   Мыслительные процессы. Анализ прошлого опыта. Построение новых стратегий, планирование.

За нее отвечают лобные доли.  Лобные доли формируются от рождения и обретают свою полную силу к 25 годам.

В момент, когда работают 1 и 2 функции, 3-я функция – отключена. Так устроена система.

Т.е. миндалины сканируют и анализируют входящую информацию. Дают команду железам внутренней секреции и организму в целом, как работать, на что настраиваться в перспективе. Лобные доли - не активны, анализа не происходит, стратегии не строятся.

И наоборот, когда работает 3-я функция, 1 и 2 функции - не активны.

Лобные доли включаются в мыслительные процессы. В полную силу мыслительный процесс начинает работать на 23 минуте (примерно). Этот процесс, как тренировка для мышц тела. Чем больше работают извилины, тем быстрее строятся и укрепляются новые нейронные связи.  Так  формируются мысли.

А Миндалины в этот момент отдыхают и не командуют организмом. Позволяют ему работать в штатном режиме, изучать окружающую действительность, получать и применять на практике полученные знания, строить стратегии.

Так происходит у взрослых людей, лобные доли у которых сформировались в обычном режиме. То, что было 10-20-30 лет назад.

Что происходит у детей, когда им доступны гаджеты?

Ребенок берет в руки гаджет. Там он получает перегруз от информации, сверх много разных картинок.

Сначала работают сканер и сравнитель. Т.е. миндалины сканируют картинки и сравнивают их с архивом. «Картинок много, пока все пересмотришь!)»    Дело усугубляют новостные ленты в системе прокрутки.

1) Картинки сейчас подают в таком режиме, чтобы сразу за 3-5 секунд захватить внимание любопытного «Сканера». Происходит постоянная видео лента: Просмотр- сравнение, Просмотр- сравнение, Просмотр- сравнение….    Входит в привычку.

2) В картинках встречаются разные стимулы на эмоции. В ответ на стимул организм выдает кортизол. Кортизо , как говорила выше, забирает ресурс у организма на сиюминутные нужды. Насколько важны эти нужды, организм не знает. Мы помним, что пока работают миндалины, лобные доли со своей аналитической функцией не работают. Кортизол, кортизол, кортизол -  переутомление организма; отсутствие анализа данных.

3) Ресурс для краткосрочной и долгосрочной памяти,   самого процесса запоминания информации отсутствует. Становится сложнее держать информацию в голове и управлять ею. Ранее приобретенный опыт операторно-аналитической функции снижается.

4) Лобные доли не работают, следовательно они не развиваются. Как мышцы в теле ребенка. Работают- развиваются, не работают- не развиваются. Способность формировать новые нейронные связи не активируется в должном режиме. И если взрослые люди употребляют такую поговорку «руки помнят», то в контексте развития лобных долей можно сказать, что лобным долям нечего будет вспоминать.

5)   Чему не научатся лобные доли: анализировать входящую информацию. Информация получена, сравнена с имеющимся опытом и все! Что с ней дальше делать?- неизвестно! В архив, на склад невостребованных товаров.

Кстати, напоминает многих нас, когда мы покупаем очередной курс саморазвития или книгу. Сравниваем анонс с имеющимся опытом: «Да! было бы интересно!» и кладем на полку. Не изученную до конца, не проанализированную, и нигде не примененную информацию.

Перспектива такова, что ребенок вырастает с гаджетом в руке, с умением пролистывать новостную ленту, а также :

-       С гиперактивной лимбической системой,  в частности, миндалин,  которая способствует снижению памяти и снижению ресурса организма.

-       С высокой эмоциональной амплитудой.

-       С повышенной раздражительностью и агрессивностью .

-       С неумением коммуницировать с окружающим миром.

-       С неразвитыми аналитическими способностями .

-       С неумением думать и планировать.

Вот такая перспектива развития событий.  

Если у вас есть мнения, комментарии, рада будут их прочитать!