Наши коучи

Институт объединяет всех тех, кто желает помочь каждому ребенку гармонично развиваться, стать успешным и счастливым во взрослой жизни.
Наталья Локтева

27.11.2020 16:17:12

Пять шагов по наведению порядка в голове и в жизни

Представленный здесь подход к планированию - это творческое сочетание различных систем и методик: от идей Глеба Архангельского и Дэвида Аллена до элементов коучинга и психосоматики. 

По нижеописанной схеме вы сможете грамотно распределить свое ценное жизненное время, правильно расставить приоритеты, в конечном счете, реализовать заветные и постоянно откладываемые цели, при этом не упустить из поля зрения действительно важное для вас. 

Шаг 1. Определение долгосрочных целей. На данном этапе самое важное - задать себе правильные вопросы. Наведение порядка в жизни начинается именно с этого. Для наглядности возьмем конкретную большую цель: допустим, вы родитель школьника, который через несколько лет хочет поступить  в престижное учебное заведение (например, МГУ), куда  трудно попасть. Вы   также  хотите и должны предпринять определенные шаги, чтобы помочь ребенку. 

Вначале стоит проверить свои желания на истинность, честно ответить себе на ряд вопросов: "Что конкретно меня не устраивает (в данном случае - в учебе НЕ в престижном вузе)?", "Как я хочу, чтобы было?"
"Что для меня важно?". Истинность ответов самому себе можно проверить по реакции своего тела. Оно всегда реагирует на наши мысли.

Так, если мы злимся, то сжимаем кулаки, челюсть, само тело напрягается, подается вперед, а  внутри "все клокочет". А когда нам что-то нравится, взгляд начинает искрить, плечи расправляются, голова поднимается. Даже ростом человек словно становится выше. То есть, если мысли о какой-то глобальной цели дают вам чувство полета, радости, бабочек в животе, то за нее наверняка стоит браться. А когда ощущения противоположные (потухший взгляд, опущенные плечи и т.п.), то, наверное, стоит   разобраться в своей цели более глубоко.  

Еще на первом этапе нужно честно определить ваши стартовые точки, исходные данные: что есть уже сейчас для того же поступления в МГУ, а чего еще нет. Также нужно четко представить финиш - то, чего мы хотим достичь, в данном случае сколько знаний, баллов в аттестате и т.д. нужно освоить, сколько времени нужно для этого. Когда старт и финиш есть, останется только прочертить маршрут с остановками-сверками по реперным точкам. 

Шаг 2. Определение среднесрочных целей. Здесь мы фиксируем реперные точки — промежуточные цели в каждой жизненной сфере, так или иначе связанной с глобальной целью, на длительный срок. И в этом вам помогут следующие вопросы: "Что я готов сделать ради достижения своей цели?", "Через какие этапы нужно пройти?", "Когда это будет сделано?". В рассматриваемой ситуации родителю, вероятно, понадобится  помочь ребенку подтянуть отдельные школьные предметы (то есть нанять репетитора), выделить из семейного бюджета определенную сумму. Для последнего нужны другие среднесрочные цели - организованно накопить на обучение, найти подработку (допустим переводчиком английского), найти альтернативу дорогим покупкам и путешествиям и т.д. 

Шаг 3. Цели на год. Для планирования года лучше всего использовать недельный календарный график по основным сферам жизни. В нем мы прописываем ключевые задачи, выполнение которых распределено во времени. Должен получится генеральный календарный план действий по всем сферам на ближайший год. В данный план можно вписать, а потом осуществить: запись на курсы профессионального английского (чтобы повысить свой уровень для новой работы), выбор репетитора из массы вариантов, составление удобного для вас и ребенка графика курсов, подбор дешевого отдыха и т.д. 

Чтобы не погрязнуть в списке дел, четко понимать, за что хвататься в первую очередь, удобно воспользоваться системой расстановки приоритетов, жестких и гибких дел. Определите, в какой области жизни вам наиболее важны улучшения, позитивные изменения в какой сфере положительно отразятся на всех остальных. Выберите 1–2 области и выполняйте относящиеся к ним задачи в первую очередь.

Шаг 4. Планирование текущих дел. Здесь стоит отметить, что текущие дела можно разделить на два типа — те, которые нужно выполнить один раз и забыть, и те, которые регулярно повторяются. Подход к ним разный. На данном этапе происходит "разгрузка мозга", сортировка задач. Какие-то из них действительно стоит выполнять, какие-то лучше делегировать другим, а что-то легче сделать один раз,  вычеркнуть из списка и навсегда забыть. Чтобы сделать правильные выводы, задайте себе вопросы по каждому пункту: "Как это приближает меня к достижению целей на год?",  "Что будет, если я этого не сделаю?", "Что случится, если это сделаю НЕ я?", 
"Является ли выполнение данной задачи наилучшим использованием моего времени и моих способностей?", “ Какой опыт у меня уже есть?”, “ Почему раньше у меня это не получалось?”, “ Кому принадлежали мои предыдущие цели?”.  Как реагирует тело на Ваши вопросы, на ответы. Это серьезный процесс.  Именно на данном этапе происходит личное внутреннее переустройство, перезапуск сознания, по сути, выбор новой жизненной стратегии. В нем лучше находится под руководством опытного куратора:  для  поддержки, переосмысления.  Будет много открытий, в том числе не всегда приятных.

Далее, все легче! Все, что вы хотите сделать сами или делегировать, внесите в список дел с указанием дедлайна, с делением на жесткие и гибкие дела, с учетом приоритетов. 

Шаг 5. Разбор рутины. Для регулярно повторяющихся действий (поддержание порядка в доме, занятие спортом, посещение курсов...) удобнее всего составлять недельные чек-листы. Можно распечатать на листе список всех рутинных дел и в конце недели вычеркивать все, что удалось осуществить. В данный контрольный список вносите и те задачи, которые приближают вас к осуществлению глобальной цели. Пятый этап легче четвертого: здесь понятны  и приятны шаги, ведущие к результату. 

Вуаля! Ваша система управления делами готова: вы имеете долгосрочные цели, промежуточные «реперные  точки», важные задачи на год, все текущие дела собраны и назначены даты для их выполнения, составлено расписание для повторяющихся дел. Дело за малым — выполнить все это!

Напоследок - несколько важных нюансов:

  • Система работает на вас, если вы пользуетесь ею каждый день;

  • Стоит делать ежедневный анализ прошедшего дня, уточнять планы на следующий день, корректировать их. То же самое - в конце недели, месяца и года;

  • Ваше тело - лучший помощник при постановке целей и поиску путей их достижения.

  • Самая лучшая система планирования не будет работать на вас, если оставить ее пылиться на полке после совершения первых действий. Лучше действовать по плохому плану, чем ничего не делать, имея в наличии идеальный план.

Система планирования, как соломинка, вытаскивает за собой и порядок в доме, и порядок в голове, и порядок в жизни, и порядок в здоровье. Желаю вам успешного достижения ваших целей!