Сегодня, я хочу поговорить с Вами, уважаемые взрослые, людьми не равнодушными к вопросам воспитания подрастающего поколения.
Будучи психологом, коучем родителей, детей и подростков, по образованию и роду деятельности, я не понаслышке знаю о тех сложностях, которые часто испытывают родители, бабушки, дедушки и педагоги, в процессе передачи знаний подрастающему поколению.
Суть сей проблемы, достаточно банальна, во все века и времена человеку в процессе взросления была свойственна некая самонадеянность, что, по сути, и приводит человека к совершению порой не поправимых ошибок. Однако лишить ребёнка веры в себя и свои силы, постоянными нравоучениями и критичными замечаниями, что собственно тоже чревато последствиями, никому из нас не охота, верно ведь?
Хорошей альтернативой запрету и порицанию является демонстрация, пояснение и обсуждение в ходе диалога, который становится возможным с момента становления развернутой речи у малыша. Этим и воспользовались создатели многих обучающих и развивающихся анимационных программ, где персонажи своим примером и поведением учат маленьких зрителей многим и многим вещам, ну например, серия мультфильмов от 1 года- 6 лет, которая называется "Патрик и его друзья". Цель данных мультфильмов рассказать, а главное донести до ребят основные ценности и правила дружбы, взаимодействия друг с другом. Но многие из Вас, чьи детки ещё маленькие, знают и печально нашумевший мультсериал про "Машу и Медведя", бесконечно балующаяся Маша очень многому научила свою юную аудиторию, доставив массу проблем родителям восхищенных зрителей.
Правило первое, в мультфильме и фильме для деток в возрасте от 12 месяцев до 3 лет, должны демонстрироваться нормы поведения и правила приемлемые в Вашей семье, в противном случае, Вы должны быть готовы к конфронтации с вашим ребёнком.
После трёхлетнего возраста, нежелательное поведение может стать поводом для Вашего с ребёнком диалога о нормах поведения. Ребенок получит возможность выразить своё мнение по поводу предложенного сценария, а Вы как родитель, получите дополнительные знания об истинных мыслях и чувствах вашего ребёнка по данному вопросу. Что даст Вам возможность аккуратно скорректировать процесс, путем предложения ребёнку других жизненных сюжетов.
Пример:
Ребёнок 6 лет, отказ от дежурства в группе детского сада, по причине того, что воспитательница, с его слов, за работу не похвалила и даже была не довольна её качеством. Мама мальчика, которая мастерски владеет навыком подбора мультиков и детских фильмов, предложила к просмотру мультфильм "Первоклассница", где девочке самой очень нравится ходить в школу, наводить порядок в классе, как итог - изменившейся мнение мальчика о процессе уборки, ребенок рассматривает теперь процесс дежурства в группе, как элемент взрослости и подготовки к школе.
Конечно, данному выводу предшествовал грамотно простроенный диалог мамы и мальчика, позволивший ребёнку обратить внимание на суть процесса и результат дела.
Правило номер два - при выборе детских фильмов и мультфильмов к совместному просмотру с ребенком Вам, взрослому человеку, необходимо исполнять роль цензора, и всегда быть готовым к обсуждению сложных моментов.
Согласитесь что, разбирая сложные темы на примере мультяшных героев, Вы избежите прямых упреков, наставлений и замечаний ребёнку, что позволит ему самому рассмотреть различные варианты в более безопасной и комфортной обстановке, скажем так, без стресса, что однозначно улучшит качество усвоения материала.
Правило третье, никогда в процессе обсуждения сюжета мультфильма и его персонажей не переходим на личности, особенно если сравнение не идёт в пользу ребёнка.
Важно помнить, что всем нам и маленьким, и взрослым людям, удобней учиться на примерах, нежели после разбирать свои собственные ошибки, а тем паче их совершать по неведению или по невниманию. Данный вариант обучения снимает напряжение и внутреннее сопротивление, связанное со страхом порицания, наказания, осуждения, а самое главное учит ребёнка рассуждать и высказывать свои мысли вслух.
Впервые с данной формой воспитания и передачи информации я столкнулась лет 9-10 назад, когда меня и моих коллег, педагогов-психологов ДОУ, пригласили принять участие во внедрении программы "Воспитательный диалог", автор М.Телегин, в систему обучения в детском саду. Проект в нашем городе не прижился, а мой интерес к нему остался.
Изначально, в малых группах детей, мы с ребятами обсуждали сказки по разной тематике. Далее, я помогала родителям осваивать эту систему обучения и воспитания. Потом сказки уступили место мультфильмам и замечательным детским фильмам.
Прекрасный инструмент детского коучинга "Мыслительная Гимнастика", сделал процесс ведения воспитательного диалога с детьми ещё более продуктивным, а качественные, содержательные мультфильмы разных времён и народов, делают этот процесс творческим, а ресурс просто неисчерпаемым.
Используя мультфильм или детский фильм как элемент воспитания, как базу для обсуждения важной темы, Вы не только не рискуете вконец испортить отношения с ребенком, а наоборот получаете возможность качественно провести вместе с ним время за кинопросмотром и дружеским диалогом, по его завершению.